Не только сценарий: творческая и техническая разработка шоу
Творческая и технологическая разработка шоу – этап, который идёт от формулировки режиссёрского замысла до постановки шоу.
От творческой и технологической разработки шоу зависит:
- Насколько полно реализуется режиссёрский замысел;
- Сколько нервов потратите вместе с заказчиком;
- Впишетесь ли в бюджет.
«Режиссёрский замысел» и «ключевой образ»
Почему так важен режиссёрский замысел? Представьте: вы работаете по теме, которую дал заказчик. И тема от вас изначально далека. Её нужно присвоить, найти в ней личное.
Без режиссёрского замысла невозможно наполнить тему подлинной волей и смыслом – получится пустышка.
Режиссёрский замысел изначально нельзя описать словами. Это хрупкое ощущение: мелодия, звук струны, мысль.
Режиссёрский замысел материализуется в ключевой образ с помощью трёх инструментов:
- Работа с источниками – художественными и документальными;
- Ассоциативный ряд, ведёт к формулировке замысла;
- Творческая фантазия.
Ключевой образ – отображение режиссёрского замысла в физическом мире. Широкое категорийное понятие. Примеры: «стена», «дорога», «перекрёсток», «античный театр».
Этапы творческой и технологической разработки шоу
Творческая и технологическая разработка шоу включает:
- Начальное предложение;
- Творческую и технологическую разработку;
- Выдачу технических заданий подрядчикам.
Начальное предложение
Начальное предложение создают: режиссёр, художник – постановщик, 3D – визуализатор, технолог.
Разница между технологом и техническим директором: технолог сидит за компьютером и решает технические задачи, а технический директор управляет подрядчиками.
Состав начального предложения:
- 3D-модель, 2-3 проекции;
- Референсы или Moodboard;
- Главный эскиз;
- Поэпизодные эскизы;
- Логлайн;
- Краткий сценарный план;
- Габаритный бюджет.
Задачи начального предложения:
- Постановка задач контрагентам;
- Проверка вариативности решения (6-10 вариантов);
- Проверка, впишется ли задумка на площадке;
- Утверждение габаритного бюджета.
Разработка 3D модели
1 этап – работа с художником
Художник по сцене должен понять масштаб площадки и вписать в решение. Художнику важно уметь создать решение и для камерной сцены театра, и для акватории или городской площади.
Существует три подхода к решению пространства:
- Моделирование – работа с нейтральным пространством, предназначенным (или нет) для шоу.
Примеры: театр, арена, стадион, концертный зал.
Это чистый лист, на котором создаётся новый мир. - Камуфлирование – работа с не «шоугеничным» пространством: урбанистическим пейзажем или задним двором многоэтажного дома, завода.
Здесь можно либо спрятать нелицеприятную часть, либо сделать акцент, «обыграть». Пример: рядом со сценой торчит большая кривая труба. Закройте её баннером. Или подсветите и превратите в арт-объект. - Мимикрия – работа в пространстве с декорациями, которые не перестроить.
Примеры: архитектурные памятники, городские достопримечательности, исторические интерьеры.
Пример события: Фестиваль «Алые паруса» на Дворцовой площади.
Режиссёр ошибётся, если использует камуфлирование. Закроет Александровскую колонну или памятник Петру Великому баннером с Дворцовой площадью – сработает против шоу.
Как заставить пространство работать на себя – инструменты мимикрии:
- Тактичная работа с конструктивом. Аккуратнее с размерами сцены и количеством декораций ☺;
- Грамотный 3D-mapping;
- Дополнение архитектурного памятника. Превращение в арт-объект:
2 этап – создание эскизного предложения
Ключевой образ должен быть вариативным. Пример: ключевой образ – мост. Варианты ситуаций: мост можно развести, мост может обрушиться, под ним может пройти корабль и так далее.
3 этап – 3D - моделирование
Сначала отрисуйте 3D - модель, затем эскизы. На 3D-модели проще проверить, как ключевой образ смотрится на площадке. Если технология невыполнима – увидите сразу.
3D – модель — это ещё и основа для светового моделирования. Плюс на ней можно проверить вариативность решения.
Совет 1: проверяйте план площадки на подлинность. Измерьте рулеткой стратегические участки, чтобы позже не переделывать работу из-за неактуального плана.
Совет 2: проверьте на площадке, откуда видно лучше, а откуда будет не видно какие-то моменты. И учтите это при 3D-моделировании.
Совет 3: делайте физический макет сцены. На нём показывать проще.
Референсы или Moodboard
Доска вдохновения (референсы, мудборд) помогает донести до клиента атмосферу. Главное – не увлекайтесь чужими идеями и не уходите в бездумное копирование.
Главный эскиз
Главный эскиз не осуществить вживую. Но он показывает все компоненты шоу:
Поэпизодные эскизы
Поэпизодные эскизы показывают главные блоки программы:
Логлайн
Логлайн – сжатая формулировка замысла мероприятия.
Совет: кратко сформулируйте, что происходит на сцене – до 25 слов. Логлайн может быстро заинтересовать заказчика или будет понятен коллегам.
Пример логлайна для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: Изобретатель Машины Времени попадает в прошлое. Управдом меняется местами с Иваном Грозным.
Правильный пример: «Античный театр с помощью современных технологий рассказывает историю края».
Неправильный пример: «Зал украшен шариками. В центре стоит сцена, которая оформлена тремя баннерами. В финале выступают Генеральный директор и Дима Билан».
Творческая и технологическая разработка
Техническую и технологическую часть разрабатывают: режиссёр, художник – технолог реквизита, художник и технолог костюма, композитор или музыкальный консультант, видеохудожник, художник-гримёр, художник по свету, технолог шоу.
- Декорации и игровой реквизит.
Что учесть: удобство, безопасность, мобильность, многоразовость (или нет), особенности ремонта – сколько раз можно менять детали до полного износа, стоимость, условия хранения.
- Костюмы.
Что учесть: размеры артистов, материалы ткани, цвета, удобство. Сроки, стоимость и подрядчиков для пошива. Возможности для стирки и глажки.
- Грим. Над гримом вместе работают художник – гримёр, художник костюма и художник – постановщик.
Что учесть: эскизы грима.
- Эскизы видеоконтента.
Что учесть: носители – проекционные экраны, обратная проекция, светодиодные экраны, водные экраны или проекция на пол и т.д. Требования к проекции, разрешению файла, техническая информация, какой нужен сервер.
- Световые решения. Над светом вместе работают художник по свету, телевизионный художник по свету, оператор – постановщик.
Что учесть: сложность соединения света для шоу и света для трансляции.
Совет: используйте современные программы моделирования световых картин. Импортируйте 3D – модель и смотрите, как выглядит световое решение вживую.
- Звук в шоу. Включает: музыку, шумовое сопровождение и синхронизацию звуков артистов и музыкантов.
Варианты решений по звуку:
- Написать музыку самостоятельно.
Пример: пригодится, если в шоу используется пиротехника одновременно со звуком; - Готовая фонограмма;
- Покупка лицензии у аудиокомпании на звуковые решения.
- Технологии: подвесные дороги, люки, роботы – манипуляторы, движущиеся экраны и т.д;
- Пиротехника и спецэффекты: дымы, лёд, вода, имитация огня, пиротехника и т.д;
- Кинетические системы и лазеры;
Интересный пример: соединение лазеров и кинетических шаров.
- Летающие надувные объекты и дроны;
- Гигантские управляемые куклы;
- AR и виртуальные декорации – для трансляции.
Выдача технических заданий подрядчикам
- Стейджинг и риггинг: сценические конструкции, подвес свето- , видео- и звукового оборудования, требуемые нагрузки, точки крепления декораций, лебёдок для подъёма артистов, допустимые нагрузки на потолок;
Важно прописать каждую мелочь. Пример: учтите, что из-за снега весной нагрузка на сцену должна быть меньше, чем летом.
- Свет: какие приборы, где висят, какая взаимозаменяемость, требования к пультовой, виды и количество устройств, точки крепления и коммутации, требования к объективам и LED – экранам, требования к основному серверу, параметры воспроизводимых файлов;
- Видеооборудование: виды и количество устройств, райдеры участников, точки развеса и энергопитания, мощности, требования к пультовой;
- Синхронизация пультов.
Пример: нельзя синхронизировать лебёдки, которые несут артистов – небезопасно.
- Энергопитание: где какие щитки, параметры оборудования и прочее.
- Пиротехника и спецэффекты: виды и типы изделий, схема расстановки, зоны безопасности, сценарий запуска, противопожарные меры;
- ТЗ городским службам и безопасность: размещение объектов, схема движения зрительских потоков, размещение КПП и рамок, схема технического городка, расстановка туалетов, точки подключения электропитания, места дежурства скорых и пожарных, образцы бейджей и пропусков.
В результате этого этапа получается Художественно-технологическая разработка – основной документ для вывода шоу на этап постановки. Документ меняется во время создания шоу.
По лекции Василия Сазонова на канале EVENT SREDA. Все неподписанные изображения взяты из вебинара.