Творческая и технологическая разработка шоу – этап, который идёт от формулировки режиссёрского замысла до постановки шоу.

От творческой и технологической разработки шоу зависит:

  • Насколько полно реализуется режиссёрский замысел;
  • Сколько нервов потратите вместе с заказчиком;
  • Впишетесь ли в бюджет.

«Режиссёрский замысел» и «ключевой образ»

Почему так важен режиссёрский замысел? Представьте: вы работаете по теме, которую дал заказчик. И тема от вас изначально далека. Её нужно присвоить, найти в ней личное.

Без режиссёрского замысла невозможно наполнить тему подлинной волей и смыслом – получится пустышка.

Режиссёрский замысел изначально нельзя описать словами. Это хрупкое ощущение: мелодия, звук струны, мысль.

Режиссёрский замысел материализуется в ключевой образ с помощью трёх инструментов:

  • Работа с источниками – художественными и документальными;
  • Ассоциативный ряд, ведёт к формулировке замысла;
  • Творческая фантазия.

Ключевой образ – отображение режиссёрского замысла в физическом мире. Широкое категорийное понятие. Примеры: «стена», «дорога», «перекрёсток», «античный театр».

Этапы творческой и технологической разработки шоу

Творческая и технологическая разработка шоу включает:

  1. Начальное предложение;
  2. Творческую и технологическую разработку;
  3. Выдачу технических заданий подрядчикам.

Начальное предложение

Начальное предложение создают: режиссёр, художник – постановщик, 3D – визуализатор, технолог.

Разница между технологом и техническим директором: технолог сидит за компьютером и решает технические задачи, а технический директор управляет подрядчиками.

Состав начального предложения:

  • 3D-модель, 2-3 проекции;
  • Референсы или Moodboard;
  • Главный эскиз;
  • Поэпизодные эскизы;
  • Логлайн;
  • Краткий сценарный план;
  • Габаритный бюджет.

Задачи начального предложения:

  • Постановка задач контрагентам;
  • Проверка вариативности решения (6-10 вариантов);
  • Проверка, впишется ли задумка на площадке;
  • Утверждение габаритного бюджета.

Разработка 3D модели

1 этап – работа с художником

Художник по сцене должен понять масштаб площадки и вписать в решение. Художнику важно уметь создать решение и для камерной сцены театра, и для акватории или городской площади.

Существует три подхода к решению пространства:

  1. Моделирование – работа с нейтральным пространством, предназначенным (или нет) для шоу.

    Примеры: театр, арена, стадион, концертный зал.
    Это чистый лист, на котором создаётся новый мир.
  2. Камуфлирование – работа с не «шоугеничным» пространством: урбанистическим пейзажем или задним двором многоэтажного дома, завода.

    Здесь можно либо спрятать нелицеприятную часть, либо сделать акцент, «обыграть». Пример: рядом со сценой торчит большая кривая труба. Закройте её баннером. Или подсветите и превратите в арт-объект.
  3. Мимикрия – работа в пространстве с декорациями, которые не перестроить.

    Примеры: архитектурные памятники, городские достопримечательности, исторические интерьеры.

Пример события: Фестиваль «Алые паруса» на Дворцовой площади.

Режиссёр ошибётся, если использует камуфлирование. Закроет Александровскую колонну или памятник Петру Великому баннером с Дворцовой площадью – сработает против шоу.

Как заставить пространство работать на себя – инструменты мимикрии:

  • Тактичная работа с конструктивом. Аккуратнее с размерами сцены и количеством декораций ☺;
  • Грамотный 3D-mapping;
  • Дополнение архитектурного памятника. Превращение в арт-объект:

2 этап – создание эскизного предложения

Ключевой образ должен быть вариативным. Пример: ключевой образ – мост. Варианты ситуаций: мост можно развести, мост может обрушиться, под ним может пройти корабль и так далее.

3 этап – 3D - моделирование

Сначала отрисуйте 3D - модель, затем эскизы. На 3D-модели проще проверить, как ключевой образ смотрится на площадке. Если технология невыполнима – увидите сразу.

3D – модель — это ещё и основа для светового моделирования. Плюс на ней можно проверить вариативность решения.

Совет 1: проверяйте план площадки на подлинность. Измерьте рулеткой стратегические участки, чтобы позже не переделывать работу из-за неактуального плана.
Совет 2: проверьте на площадке, откуда видно лучше, а откуда будет не видно какие-то моменты. И учтите это при 3D-моделировании.
Совет 3: делайте физический макет сцены. На нём показывать проще.
Макеты декораций к спектаклям работы Т. Игнатова

Референсы или Moodboard

Доска вдохновения (референсы, мудборд) помогает донести до клиента атмосферу. Главное – не увлекайтесь чужими идеями и не уходите в бездумное копирование.

Главный эскиз

Главный эскиз не осуществить вживую. Но он показывает все компоненты шоу:

Поэпизодные эскизы

Поэпизодные эскизы показывают главные блоки программы:

Логлайн

Логлайн – сжатая формулировка замысла мероприятия.

Совет: кратко сформулируйте, что происходит на сцене – до 25 слов. Логлайн может быстро заинтересовать заказчика или будет понятен коллегам.

Пример логлайна для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: Изобретатель Машины Времени попадает в прошлое. Управдом меняется местами с Иваном Грозным.

Правильный пример: «Античный театр с помощью современных технологий рассказывает историю края».

Неправильный пример: «Зал украшен шариками. В центре стоит сцена, которая оформлена тремя баннерами. В финале выступают Генеральный директор и Дима Билан».

Творческая и технологическая разработка

Техническую и технологическую часть разрабатывают: режиссёр, художник – технолог реквизита, художник и технолог костюма, композитор или музыкальный консультант, видеохудожник, художник-гримёр, художник по свету, технолог шоу.

  • Декорации и игровой реквизит.

Что учесть: удобство, безопасность, мобильность, многоразовость (или нет), особенности ремонта – сколько раз можно менять детали до полного износа, стоимость, условия хранения.

  • Костюмы.

Что учесть: размеры артистов, материалы ткани, цвета, удобство. Сроки, стоимость и подрядчиков для пошива. Возможности для стирки и глажки.

  • Грим. Над гримом вместе работают художник – гримёр, художник костюма и художник – постановщик.

Что учесть: эскизы грима.

  • Эскизы видеоконтента.

Что учесть: носители – проекционные экраны, обратная проекция, светодиодные экраны, водные экраны или проекция на пол и т.д. Требования к проекции, разрешению файла, техническая информация, какой нужен сервер.

  • Световые решения. Над светом вместе работают художник по свету, телевизионный художник по свету, оператор – постановщик.

Что учесть: сложность соединения света для шоу и света для трансляции.

Совет: используйте современные программы моделирования световых картин. Импортируйте 3D – модель и смотрите, как выглядит световое решение вживую.
  • Звук в шоу. Включает: музыку, шумовое сопровождение и синхронизацию звуков артистов и музыкантов.

Варианты решений по звуку:

  1. Написать музыку самостоятельно.

    Пример: пригодится, если в шоу используется пиротехника одновременно со звуком;
  2. Готовая фонограмма;
  3. Покупка лицензии у аудиокомпании на звуковые решения.
  • Технологии: подвесные дороги, люки, роботы – манипуляторы, движущиеся экраны и т.д;
  • Пиротехника и спецэффекты: дымы, лёд, вода, имитация огня, пиротехника и т.д;
  • Кинетические системы и лазеры;

Интересный пример: соединение лазеров и кинетических шаров.

  • Летающие надувные объекты и дроны;
  • Гигантские управляемые куклы;
  • AR и виртуальные декорации – для трансляции.

Выдача технических заданий подрядчикам

  • Стейджинг и риггинг: сценические конструкции, подвес свето- , видео- и звукового оборудования, требуемые нагрузки, точки крепления декораций, лебёдок для подъёма артистов, допустимые нагрузки на потолок;
Важно прописать каждую мелочь. Пример: учтите, что из-за снега весной нагрузка на сцену должна быть меньше, чем летом.
  • Свет: какие приборы, где висят, какая взаимозаменяемость, требования к пультовой, виды и количество устройств, точки крепления и коммутации, требования к объективам и LED – экранам, требования к основному серверу, параметры воспроизводимых файлов;
  • Видеооборудование: виды и количество устройств, райдеры участников, точки развеса и энергопитания, мощности, требования к пультовой;
  • Синхронизация пультов.
Пример: нельзя синхронизировать лебёдки, которые несут артистов – небезопасно.
  • Энергопитание: где какие щитки, параметры оборудования и прочее.
  • Пиротехника и спецэффекты: виды и типы изделий, схема расстановки, зоны безопасности, сценарий запуска, противопожарные меры;
  • ТЗ городским службам и безопасность: размещение объектов, схема движения зрительских потоков, размещение КПП и рамок, схема технического городка, расстановка туалетов, точки подключения электропитания, места дежурства скорых и пожарных, образцы бейджей и пропусков.

В результате этого этапа получается Художественно-технологическая разработка – основной документ для вывода шоу на этап постановки. Документ меняется во время создания шоу.


По лекции Василия Сазонова на канале EVENT SREDA. Все неподписанные изображения взяты из вебинара.