В новом сезоне подкаста для организаторов мероприятий
Илья По встречается с представителями крупных компаний, чтобы разобраться, как устроена событийная индустрия в Казахстане. Сезон подкаста подготовлен совместно с Event Rocks.
Для этой статьи выбрали главное из выпуска «Как отстроиться от конкурентов и сделать уникальный музыкальный фестиваль? Говорим про музыкальную индустрию в Казахстане».
Гости выпуска:
Юлия Рахметова – руководитель проекта «Сходим Фест»;
Маргарита Боярова – event-продюсер, организатор масштабных мероприятий и директор концертного агентства Jam.
- Как появился «Сходим Фест» и в чём его уникальность
- Фестивальная культура в Казахстане: тренды и прогнозы
- Музыкальная индустрия в Азии
- Как согласовывать концерт с местными властями
Как появился «Сходим Фест» и в чём его уникальность
ЮЛИЯ: Мы хотели уникальную площадку с интересным зонированием. Выбрали базу отдыха «Первомайские Пруды» в Алматы. Помимо сцены и газона с активностями, у нас были VIP-зона с бассейном и зона с глэмпингами, где люди ночевали. Мы застроили большую сцену 40 метров в длину и 15 в высоту.
Не стали экономить и привлекли знаменитого режиссёра, который ставил многие концерты в Алматы. Некоторые организаторы не придают значения режиссуре. Считаю это неправильным. Очень важно, чтобы действие на сцене было структурированным и системным.
У нас была продумана каждая мелочь. Часто приезжали на площадку и оценивали весь путь участника на событии.
Ходили на другие фестивали, учитывали их ошибки. Все недоработки или возможные форс-мажоры прописывали в специальном документе.
«Первомайские Пруды» — неплохая площадка. Там много места и хорошая инфраструктура.
Из минусов — удалённость — час езды от города. Многие не доехали до нас. А мы принципиально не хотели делать что-то в центре.
Чтобы сгладить этот момент, организовали бюджетный трансфер в обе стороны за 3 доллара.
Второй недостаток площадки — в вечернее время много комаров. Мы закупили кучу спреев, которые раздавали и раскладывали в глэмпингах. Волонтёры опрыскивали желающих гостей. Многие оценили эту заботу.
Фестивальная культура в Казахстане: тренды и прогнозы
ЮЛИЯ: Считаю, что мы на активной стадии развития. Аудитория подустала от концертов, их слишком много. А участие в фесте это маленькая жизнь, разрядка.
После лета 22-го люди понимают, что такое фестиваль. Мы способствуем появлению вкуса у аудитории.
На развитие фестивальной культуры влияют и главные спонсоры. Бренды начинают осознавать: важно вызывать любовь к продукту через эмоции. Прямой контакт с брендом на площадке создаёт большую эмоциональную связь, чем цифровые инструменты лидогенерации. Хотя и стоит это дороже.
Мы хотим делать крутые спонсорские интеграции. Как в Пикник «Афиши» с их застройками для Тинькофф. Чтобы дать не кусочек газона, а опыт получения эмоциональных контактов с живыми людьми.
Музыкальная индустрия в Азии
МАРГАРИТА: В регионах Казахстана пока слабо развита сфера развлечений, её почти нет. Но ситуация меняется. Жители провинций посещают крупнейшие города Казахстана помимо Алматы и Астаны. Это круто, потому что мы приучаем регионы ходить на события и платить за них.
Растёт спрос на местных артистов, люди готовы покупать билеты на их концерты по конкурентной цене.
При организации масштабного события, охватывающего несколько стран региона, важно учитывать местную ментальность. Страны СНГ значительно отличаются друг от друга.
Так, например, в Узбекистане местный артист может занять площадку вместимостью 3000 мест на 18 дней подряд. У них такая механика продаж. В стране очень поддерживают местных исполнителей. Ещё там плохо слушают тяжёлый рок, но зато хорошо заходит арабская музыка.
Такие нюансы важно понимать и погружаться в особенности страны при составлении туровых сеток, выборе площадки и артиста.
Как согласовывать концерт с местными властями
МАРГАРИТА: Не очень хорошая тенденция – ужесточение правил и процедур для проведения массовых мероприятий. У нас всё оцифровано, не будет очередей или сложностей в процессе согласования. Но логики в процессе нет.
Когда появляется намерение сделать концерт, я пишу письмо в акимат (мэрию) и прошу разрешить проведение мероприятия. Далее мы отправляем обращение на цифровой портал eotinish.kz. Не рекомендую везти письмо лично: были случаи, когда оно терялось. За 15 дней акимат даёт ответ. Потом организаторов вызывают в мэрию на совещание, где смотрят заключённые договоры с артистом, площадкой, скорой помощью, охранной службой и пожарными. Полицию даёт город.
Это огромный риск. Есть кейсы, когда всё было согласовано со службами и артистом, а разрешения не дали. В Узбекистане тоже такая система. Если власти не согласуют, придётся от всех отказываться. Нужно предусматривать это в договорах. Ещё в контракте с артистом должно быть прописано, что исполнитель не будет делать политических заявлений.
На совещании в акимате нужно защитить проект, рассказать об артисте подробнее. Ответ мэрия может дать сразу или позже. Если в ответе написано «Информация о проведении события принята к сведению», значит всё хорошо. Если формулировка другая, скорее всего не согласовали. Могут попросить устранить недочёты и потом согласовать.
Нельзя начинать продажу билетов на события без официального разрешения властей. Даже если уверен, что этого артиста точно разрешат. Можно понести финансовые и репутационные потери.
Напоминаем, что возможности платформы Event Rocks доступны и организаторам мероприятий в Казахстане.
Больше статей про ивент-индустрию в Казахстане ищите по тегу ивенткухня.