В новом сезоне подкаста для организаторов мероприятий
Илья По встречается с представителями крупных компаний, чтобы разобраться, как устроена событийная индустрия в Казахстане. Сезон подкаста подготовлен совместно с Event Rocks.

Для этой статьи выбрали главное из выпуска «Как отстроиться от конкурентов и сделать уникальный музыкальный фестиваль? Говорим про музыкальную индустрию в Казахстане».

Гости выпуска:

Юлия Рахметова – руководитель проекта «Сходим Фест»;

Маргарита Боярова – event-продюсер, организатор масштабных мероприятий и директор концертного агентства Jam.

Как появился «Сходим Фест» и в чём его уникальность

«Сходим Фест» в Алматы, 2022

ЮЛИЯ: Мы хотели уникальную площадку с интересным зонированием. Выбрали базу отдыха «Первомайские Пруды» в Алматы. Помимо сцены и газона с активностями, у нас были VIP-зона с бассейном и зона с глэмпингами, где люди ночевали. Мы застроили большую сцену 40 метров в длину и 15 в высоту.

Не стали экономить и привлекли знаменитого режиссёра, который ставил многие концерты в Алматы. Некоторые организаторы не придают значения режиссуре. Считаю это неправильным. Очень важно, чтобы действие на сцене было структурированным и системным.

У нас была продумана каждая мелочь. Часто приезжали на площадку и оценивали весь путь участника на событии.

Карта event-сокровищ:Что такое и зачем нужен CJM в организации мероприятий?
Создать гостям уникальный опыт участия и дать им контент, идеально вписывающийся в их цели и ожидания — все это организатору поможет планировать CJM.

Ходили на другие фестивали, учитывали их ошибки. Все недоработки или возможные форс-мажоры прописывали в специальном документе.

«Первомайские Пруды» — неплохая площадка. Там много места и хорошая инфраструктура.

Первомайские Пруды, Алматы

Из минусов — удалённость — час езды от города. Многие не доехали до нас. А мы принципиально не хотели делать что-то в центре.

Чтобы сгладить этот момент, организовали бюджетный трансфер в обе стороны за 3 доллара.

Второй недостаток площадки — в вечернее время много комаров. Мы закупили кучу спреев, которые раздавали и раскладывали в глэмпингах. Волонтёры опрыскивали желающих гостей. Многие оценили эту заботу.

Фестивальная культура в Казахстане: тренды и прогнозы

ЮЛИЯ: Считаю, что мы на активной стадии развития. Аудитория подустала от концертов, их слишком много. А участие в фесте это маленькая жизнь, разрядка.

После лета 22-го люди понимают, что такое фестиваль. Мы способствуем появлению вкуса у аудитории.

На развитие фестивальной культуры влияют и главные спонсоры. Бренды начинают осознавать: важно вызывать любовь к продукту через эмоции. Прямой контакт с брендом на площадке создаёт большую эмоциональную связь, чем цифровые инструменты лидогенерации. Хотя и стоит это дороже.

Мы хотим делать крутые спонсорские интеграции. Как в Пикник «Афиши» с их застройками для Тинькофф. Чтобы дать не кусочек газона, а опыт получения эмоциональных контактов с живыми людьми.

Интеграция «Тинькофф» на Пикник «Афиши» 2019

Музыкальная индустрия в Азии

МАРГАРИТА: В регионах Казахстана пока слабо развита сфера развлечений, её почти нет. Но ситуация меняется. Жители провинций посещают крупнейшие города Казахстана помимо Алматы и Астаны. Это круто, потому что мы приучаем регионы ходить на события и платить за них.

Растёт спрос на местных артистов, люди готовы покупать билеты на их концерты по конкурентной цене.

Концерт LP в Алматы, 2022

При организации масштабного события, охватывающего несколько стран региона, важно учитывать местную ментальность. Страны СНГ значительно отличаются друг от друга.

Так, например, в Узбекистане местный артист может занять площадку вместимостью 3000 мест на 18 дней подряд. У них такая механика продаж. В стране очень поддерживают местных исполнителей. Ещё там плохо слушают тяжёлый рок, но зато хорошо заходит арабская музыка.

Такие нюансы важно понимать и погружаться в особенности страны при составлении туровых сеток, выборе площадки и артиста.

Как согласовывать концерт с местными властями

МАРГАРИТА: Не очень хорошая тенденция – ужесточение правил и процедур для проведения массовых мероприятий. У нас всё оцифровано, не будет очередей или сложностей в процессе согласования. Но логики в процессе нет.

Когда появляется намерение сделать концерт, я пишу письмо в акимат (мэрию) и прошу разрешить проведение мероприятия. Далее мы отправляем обращение на цифровой портал eotinish.kz. Не рекомендую везти письмо лично: были случаи, когда оно терялось. За 15 дней акимат даёт ответ. Потом организаторов вызывают в мэрию на совещание, где смотрят заключённые договоры с артистом, площадкой, скорой помощью, охранной службой и пожарными. Полицию даёт город.

Это огромный риск. Есть кейсы, когда всё было согласовано со службами и артистом, а разрешения не дали. В Узбекистане тоже такая система. Если власти не согласуют, придётся от всех отказываться. Нужно предусматривать это в договорах. Ещё в контракте с артистом должно быть прописано, что исполнитель не будет делать политических заявлений.

На совещании в акимате нужно защитить проект, рассказать об артисте подробнее. Ответ мэрия может дать сразу или позже. Если в ответе написано «Информация о проведении события принята к сведению», значит всё хорошо. Если формулировка другая, скорее всего не согласовали. Могут попросить устранить недочёты и потом согласовать.

Концерт EVERGLOW в Алматы, 2022

Нельзя начинать продажу билетов на события без официального разрешения властей. Даже если уверен, что этого артиста точно разрешат. Можно понести финансовые и репутационные потери.


Напоминаем, что возможности платформы Event Rocks доступны и организаторам мероприятий в Казахстане.

banner_kz

Больше статей про ивент-индустрию в Казахстане ищите по тегу ивенткухня.