Фестиваль НУР объединяет комьюнити медиахудожников, музыкантов, хореографов, перформеров, специалистов в области проекционных и цифровых технологий со всего мира. С 9 по 11 сентября они собрались в Казани, чтобы на три дня преобразить городское пространство и обсудить актуальные тренды медиаискусства.
Об организации масштабных городских фестивалей и роли арт-объектов в оформлении пространств и событий рассказывает Рашид Османов, основатель и куратор фестиваля НУР.
Одна из задач фестиваля — популяризация медиаискусства. Нам хочется, чтобы люди познакомились с этим направлением и прикоснулись к нему. Мы работаем для разной аудитории и нам важно соблюсти баланс: должно быть интересно и зрителю, и профессиональному сообществу.
Организация команды и работ
Первый фестиваль прошёл в 2021 году. Мы опирались на его опыт, и чтобы сделать этот ивент по-настоящему мощным, внесли изменения в процессы.
Во-первых, расширили штат менеджмента и разбили команду на функциональные группы, которые занимались узкими задачами. Так, в прошлом году питание волонтёров было «повешено» на администратора локации. Но в случае любого нештатного происшествия на площадке, он начинает решать срочные вопросы, а волонтёры рискуют остаться голодными. Дальше, как результат проваливается коммуникация со зрителем. И всё идёт в трубу.
И в этом году мы организовали отдельную команду в штабе, которая занималась только питанием волонтёров.
Тоже касается и всего технического персонала. Мы выделили отдельные административные команды энергетиков, строителей, монтажников ферм и металлических конструкций, уборщиков и так далее.
За каждой командой закреплены свои задачи и свои ответственные. Мы даже дизайнеров разделили по задачам: один дизайнер отвечал за соцсети, другой — за дизайн печатной продукции.
А все действия команд мы координировали через чаты и сводные таблицы.
Фестивальное приложение — это «вау» для гостей
В этом году мы впервые использовали для нашего фестиваля мобильное приложение. У меня самого был опыт использования фестивального приложения в качестве участника.
В 2019 году я посетил чешский фестиваль Signal и первое, что мне там предложили — скачать их ивент-приложение.
И там было всё: покупка билетов, карта, информация об участниках. В одном месте собрано всё необходимое для меня как зрителя. Мне показалось это очень удобным.
В прошлом году у гостей фестиваля НУР были некоторые проблемы с логистикой: люди не всегда понимали куда идти, как оплатить, в какое время работают площадки. Сайт и бумажная карта не очень хорошо справлялись с решением этих задач.
Люди сейчас проводят больше всего времени в смартфонах, и мы приняли решение сделать свою мобильную платформу, которая бы объединила все сервисы и возможности для зрителей. Но от сайта мы не отказались. Как и от бумажной карты, но у неё есть физические ограничения. Как минимум там нет описания инсталляций.
Зрители горячо оценили приложение. В первую очередь это производит вау-эффект: «Фестиваль заморочился и создал приложение!» Это повышает кредит доверия: зритель видит, что организаторы думают о нём.
Потом уже зрители оценили функциональность: ничего лишнего, всё базово и просто. Участник мог сразу купить билет, проложить маршрут, прочитать про художников их работы. И, конечно, очень удобно фильтровать мероприятия по интересам, чтобы составить собственное расписание. И я знаю, что большая часть гостей ориентировались именно по приложению.
Внутри штаба мы тоже использовали приложение. Наши волонтёры изучали описание арт-объектов, чтобы потом работать со зрителями.
Мы получили много положительной обратной связи и предложений по улучшению приложения. Например, система рейтинга инсталляций, чтобы зрители могли выбрать самое-самое. Но мы точно не будем этого делать, ведь искусство безоценочно и никакие баллы там ставить не получится.
Цифровое искусство для организаторов
Медиискусство — это особая форма коммуникации со зрителем. И охват нашего фестиваля не сравнится с музыкальным. Невозможно прийти на локацию и оставить смартфон в кармане. Медиаискусство заставляет доставать телефон и делиться увиденным. Мне кажется, что в те три дня соцести казанцев были полностью заполнены нами.
И коллегам из ивент-индустрии я готов посоветовать: если хотите привлечь внимание к своему проекту, делайте инсталляции, которые станут точкой притяжения внимания. Такие вещи невозможно плохо снять, и они захватывают внимание зрителя надолго, повышают охват в соцсетях.
А проекции и мэппинг могут изменить привычное пространство до неузнаваемости, что тоже захватит участника ивента. К тому же медиаобъекты показывают совершенно другой уровень организатора — они в теме современных технологий и трендов и это тоже добавляет ивенту привлекательности.